"Город, которого нет"
Кёнигсберг. Исчезнувший в прошлое город, растворившийся в волнах памяти и старых фотографиях. Мы можем лишь гадать, воображать, каким бы он был сейчас, если бы… Если бы История терпела сослагательное наклонение. Ныне же, вооружившись неуловимым веществом воспоминаний, мы в силах создать город-каприччьо, город фантазию или даже фантасмагорию. Этот путь и избрали художники студии современного позитивного искусства «Контраст», дав свое видение, свое «звучание» феномена «Кёнигсберг». Их работы, использующие элементы полустертой реальности (намеки на сохранившиеся и утраченные здания, набережные, пространства), аппелируют к мифологическому концепту «старого города», где каждый камень отмечен прикосновением необыкновенного, сказочного, чудесного – иного.
Визуализация метафоры, поэтической жемчужины – вещь тонкая и сложная. Думается, что художникам студии «Контраст» она удалась в полной мере, и настоящая выставка вполне могла бы иметь подзаголовок: «Сны о сказочном европейском городе». Дух сна, наполненного то благоговением перед чудом, то отчаянной смелостью, прослеживается в картинах, спорящих со Временем и в чем-то убеждающих его. Многоуровневая действительность, сотканная из руинированного прошлого и воображаемого настоящего, доказывает главную истину и силу искусства: прекрасное не исчезает, а «рукописи не горят». И «город, которого нет» превращается в «город, который существует вечно, вневременно», поскольку, как писал Марсель Пруст, только искусство может обрести утраченное время и утраченные образы.
Ольга Зиневич.
|